Переносный смыслКогда переносишь все на последний момент, казалось бы, облегчаешь себе жизнь. Думаешь: да ладно, еще часок поваляюсь… ну что случится, если я это сделаю завтра? А когда этот момент наступает, думаешь: ну почему я не сделала все заранее?! То убиваешь время, то не знаешь, где его найти. Знакомо?
Тему этой статьи я придумала, когда “последнего момента” у меня уже не оставалось. Редакция на планерке, а я сижу дома и судорожно сочиняю в пустоту звучные темы для номера, который уже обсуждают. Вот так оглянулась я на свою жизнь: подготовка к экзамену – в последнюю ночь, выполнение месячного объема работы – за десять дней, грамматика испанского языка – за двадцать, диплом – за неделю… Иногда мне кажется, что это нормально – ведь так живу не только я. В общем, я решила разобраться с привычкой все откладывать… Серьезно разобраться, для себя и для общества.
У истоков
Чаще всего это болезнь молодости: “От сессии до сессии живут студенты весело”. Общий фон – чего париться, вся жизнь впереди! В студенческие времена делать все в последний момент было абсолютно естественно. Мысли о том, что подобное поведение требует коррекции, за все время учебы в институте не посетили меня ни разу, и склонность все откладывать отправилась вместе со мной во “взрослую жизнь”.
Кроме того, эта зловредная привычка, возможно, связана с чисто российским менталитетом, который четко выражен в известной пословице: “Пока гром не грянет…” Даже фонетика выдает в нас любителей повременить. Английское слово time четкое и упругое, немецкое Zeit похоже на звук секундной стрелки. А наше слово какое-то смягченное, растянутое – “вре-е-е-мя-я-я”. И даже в слове “успех” спрятались “успевать” и “спешить”.
Ну и есть еще, конечно, такая штука, как романтика последнего момента. Мысль о том, что я способна за ночь справиться с задачей, рассчитанной на неделю, греет душу. С другой стороны, я успела получить столько комплиментов этой своей реактивности, что гордиться этим больше неинтересно. От страха все провалить и от осознания того, что откладывать решительно некуда, мозг начинает работать с тройной силой. Это неплохо, конечно, но получается замкнутый круг. После панической умственной работы мне еще очень долго не хочется приступать к делам. В итоге я переношу их до следующего последнего момента… Ну и так далее.
В минусе
Пока подобная ситуация комфортна для тебя, нечего и думать о переменах. Ведь, как только признаешь “последний момент” проблемой, нужно будет что-то предпринимать. Что-то не хочется… А если на то пошло, лучше уж завтра! Проследи, как сказываются постоянные поблажки самой себе на твоих успехах.
1 Во всех восточных практиках дела, которые планируются и не исполняются, приравниваются к непосильной ноше. Больше всего энергии уходит впустую, когда мы не осуществляем то, что запланировали, и планируем то, чего никогда не осуществим. Внутренние энергетические резервы разоряет чувство вины, которое сопровождает такое ущербное планирование. Чем больше дел, висящих в воздухе, тем меньше у тебя сил на то, чтобы их наконец свершить.
2 Существуют дела важные и срочные. Как правило, важные дела, если их долго откладывать, трансформируются в срочные. В итоге пропадает ощущение, что ты принадлежишь самой себе. Все чаще ты кому-то должна.
3 Как показывает практика, чем ближе к “последнему моменту”, тем насыщеннее становится личная жизнь. Всю неделю ты упорно бездельничала. Однако в день, когда ты наконец вынуждена посвятить себя выполнению некой задачи, зазвонит телефон, организуется встреча одноклассников, тебя пригласят на вечеринку, в кино или на романтический ужин. И придется отказать.
4 В процессе работы нашему вниманию открываются новые аспекты дела, возникают неожиданные идеи, в голову приходят нестандартные способы решения задачи… Но если на это нет времени, пользуешься самыми элементарными методами получения результата. Наверняка и ты не раз отказывалась от оригинальности ради скорейшего финала.
Что с тобой?
В психологии есть термин, определяющий процесс невыполнения дел заранее. Слово не слишком благозвучное, но тем не менее… Прокрастинация – эмоциональная реакция на важные вещи в твоей жизни. И если ты решила что-то в себе изменить, прежде всего разберись, какие эмоции вызывают у тебя дела, которые ты откладываешь.
Чаще всего причина упорного ничегонеделания – это страх или неуверенность в себе. Ты откладываешь подготовку к экзамену – потому что боишься его завалить. Или никак не отправишься к гинекологу, потому что сто лет у него не была и опасаешься услышать что-нибудь неприятное.
Иногда, прежде чем приступить к выполнению задачи, надо четко для себя решить, что ты должна делать и как. В результате от вечной прокрастинации часто страдают перфекционисты. Они то ждут вдохновения, то идеальных стечений обстоятельств; то сомневаются, смогут ли соответствовать своим представлениям о том, насколько идеально все должно быть сделано.
Тяжелее всего приходится мечтателям. Для них строить планы гораздо приятнее, чем их осуществлять. Мыслями – впереди, делом – сзади… Согласись, не самая лучшая жизненная позиция.
Иногда мешает излишняя импульсивность, которая выражается в неправильной расстановке приоритетов. Это когда ты, вместо того чтобы писать реферат, вдруг загораешься идеей сделать дома перестановку. А в процессе не замечаешь, как быстро летит время.
Если ты готова бросить все ради очередной тусовки с друзьями, значит, у тебя проблемы и с внутренней мотивацией. Тут есть два выхода: либо прими это (если можешь себе позволить такой образ жизни), либо займись проработкой своей системы ценностей.
Самый пагубный вид прокрастинации тот, при котором человеку в принципе не нравится работа, выбранная им. Если ты замечаешь непреодолимое отвращение к откладываемому делу и к своим обязательствам в целом, то надо подумать о том, что надо срочно менять само занятие.
Это лишь некоторые из мотивов подобного поведения. В реальности их намного больше – и у каждой из нас свои. Ясно одно, прокрастинация является лишь следствием. Потому бороться надо не с ней, а с истоками проблемы.
Исключи лишнее
Многие из нас буквально завалены “кармическими долгами” – делами, которые откладываются и откладываются. Некоторые из них взрослеют с нами, живут от понедельника до понедельника, всегда рядом из года в год. Устрой ревизию этим “путешествующим” делам – выпиши их все на лист бумаги. Потом хорошенько подумай, готова ли ты предпринять конкретные шаги по их осуществлению прямо сейчас. Вот хотя бы завтра. Спровоцируй момент истины, не ври себе: если ты уже пятый год пытаешься выучить английский и все никак, скорее всего, надо вычеркнуть его из списка. Возможно, у тебя просто нет четкой мотивации. По крайней мере, пока. Пусть лучше такие дела уйдут из твоей жизни вовсе, чем будут волочиться за тобой без права на реализацию. А те, что ты посчитаешь важными и необходимыми, надо исполнить. Реши для себя, что каждый день будешь делать хотя бы что-то для их осуществления. Собственно, с этого и стоит начать работу над собой. Только начни – и ты поразишься, какой заряд энергии будет давать тебе каждое завершенное дело! Ты почувствуешь освобождение, гордость, легкость. Это позволит тебе скорректировать отношения с новыми делами.
И уже потом можно продолжать блюсти деловую чистоту. Для того чтобы не возобновлять свою “накопительную систему”, впредь старайся не откладывать на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Начни сейчас!
Посвяти 10 минут анализу своего нежелания приступить к намеченному делу прямо сейчас. Чаще всего большая часть работы кажется нам нейтральной. Тормозят какие-то частности, нюансы. Например, в процессе необходимо позвонить какому-нибудь неприятному человеку. Или ты забыла, куда положила все необходимое для работы. Или не умеешь оформлять шапку документа… Вариаций множество, но их объединяет одно: все эти препятствия – полная ерунда, легко решаемые вопросы. Именно с этими проблемами надо покончить в первую очередь. Потом дело пойдет легче.
Начинай с того, что совсем не страшно. Главное – приступить к выполнению. Школа вбила в нас представление о том, что все надо делать последовательно. Учитель всегда знает маршрут, который нужно отмаршировать, понимает, какими знаниями должен располагать ученик, чтобы двигаться дальше. В жизни все иначе: тут знаем, тут не знаем, а здесь вообще никто никогда не знал, что надо делать. В таких случаях поступать лучше не как в школе, а как на съемочной площадке. Ни для кого не секрет, что фильмы снимаются нелинейно. Сегодня есть такие-то актеры, удачно идет сезон дождей? Значит, снимаются те сцены, для которых нужны именно эти люди и погодные условия. Начни с того, что тебе известно. Выбери фронт работы, для которого все есть. Чем больше понятных тем закрывается, тем яснее становятся задачи, которые выводили из себя своей неопределенностью.
Планируй, как Франклин
Твои шансы на успех в борьбе с “последним моментом” взлетят до небес, если ты займешься планированием. Это метод не для всех, однако попробовать стоит. Или хотя бы ознакомиться с основными принципами подобной практики.
Начать лучше с мыслей о том, к чему ты стремишься в итоге. Сложно быть организованной и целеустремленной, если не знаешь, для чего это нужно. Система планирования Бенджамина Франклина подразумевает не только ежедневные заботы. Первая ступень пирамиды под названием “Успех” начинается с определения главных жизненных ценностей. Например, материальный достаток и социальный статус. Или замечательная семья. А может быть, богатство и слава? Или служение человечеству? Второй этап – определение глобальной цели. Это детское “кем ты станешь, когда вырастешь”. Затем следует генеральный план достижения цели, то, без чего невозможна реализация всего предыдущего. Например, чтобы стать известной певицей, надо как минимум уметь петь. Далее конкретики становится больше: надо составить план на пять лет, на месяц, а потом на грядущий день. Ключевой вопрос самой себе: “Что я могу сделать для достижения цели в ближайшие годы, в следующем месяце, завтра?” Таким образом ты поймешь, чего хочешь, определишься с тем, что надо делать, и станешь реже откладывать по-настоящему важные дела. Составить план не так сложно, а вот следовать ему – другое дело. В этом тебе помогут советы бизнес-тренера Дарьи Трепольской:
“Чтобы планы выполнялись, они должны быть конкретными. Часто мы не можем оценить результат своих действий. Возникают вопросы без ответа: “Зачем я должна делать это именно сейчас? Что мне это даст? Почему лучше не откладывать?” Должна быть практичная измеримость действия, грубо говоря, выгода для тебя лично. Еще важно оценивать свои силы и реалистично относиться к внешним обстоятельствам. Кроме того, нам очень мешает привычка не ограничивать себя во времени. Это звучит так: “Эх, надо бы сделать…” Выходит, можно не торопиться – и появляется соблазн перенести это дело на потом.
Итак, любое твое намерение должно быть:
конкретным;
измеримым;
достижимым;
реалистичным;
временным (ограниченным во времени)”.
А я для себя придумала такую игру под названием “Материализация мыслей”: как пришла мысль сделать что-нибудь, надо брать и делать в ту же секунду. Не хочешь делать – не думай об этом. А если уж подумала, то выполняй. Тогда отговорки отпадают автоматически. И миллион мелких дел, которые я бы с удовольствием перекинула в какое-нибудь обозримое будущее, делаются легко и быстро. Многие крупные дела без промедления переходят в стадию реального процесса. Я делаюсь менее ленивой и статьи сдаю вовремя. А ведь в этом как раз смысл всего вышеизложенного!
Благодарим тренинговую компанию “Сити-Класс” за помощь в подготовке материала.
КОММЕНТАРИЙ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ:
“Если я замечаю, что какое-то дело откладываю уже не раз и не два, то начинаю задумываться, так ли оно для меня важно. Cуществует два варианта. Когда сильно не хочется что-то делать – значит, и не нужно. И когда сильно не хочется, но – надо. Во втором случае я провоцирую исполнение дела: звоню секретарю, чтобы она запланировала встречу, которую я откладываю. А там уже деваться некуда. Но есть еще один вариант: очень надо что-то сделать и хочется это осуществить, но не получается, не идет дело. В этом случае лучше отдать решение вопроса Космосу, то есть отпустить ситуацию, не думать о ней. Надо быть гибким и уметь лавировать между планированием и спонтанностью. Нельзя насиловать естественный ход жизни. Нужно понимать, какие дела можно перепоручить, если вы не справляетесь чисто физически. Не надо все взваливать на себя, должен быть хоть один помощник. Это меня лично очень выручает и спасает от того самого “последнего момента”, о котором мы тут говорим”.
http://www.cosmo.ru/your_life/you/108676/index.php?print=1